Непокорённые

1

историческая справка

Невооружённое индивидуальное и коллективное сопротивление имело огромное моральное значение. Оно заключалось в стремлении выжить в нечеловеческих условиях гетто и концлагерей — вопреки не только воле нацистов, приговоривших к уничтожению весь еврейский народ, но и окружающей обстановке.

Подавляющее большинство узников гетто до конца стремились сохранить свою жизнь и жизнь своих близких. Соблюдение религиозных обрядов и традиций, участие в культурной и образовательной деятельности можно рассматривать как одну из форм морального противостояния оккупантам.

Эта деятельность обычно осуществлялась нелегально, подчас с риском для жизни. Во многих гетто были созданы нелегальные комитеты взаимопомощи. Они собирали продукты, одежду и деньги для заключённых. Человеческое достоинство обречённым удавалось сохранять, несмотря на издевательства и побои.

Одной из наиболее распространённых форм невооружённого сопротивления было экономическое. Оно выражалось, прежде всего, в обменах с местным населением и в покупке у него продовольственных и иных товаров, в нелегальном производстве изделий для продажи, в индивидуальной и коллективной (с ведома еврейских советов) контрабанде. Женщины и дети нелегально проносили продовольствие в гетто. Все установленные факты такого рода строго наказывались оккупантами вплоть до смертной казни на месте.
2

хроника

3

интервью

4

фотографии

Оркестр Каунасского гетто / АЯВ
Оркестр Каунасского гетто
Дети, отмеченные жёлтыми звездами, по дороге в школу. Виленское гетто / АЯВ
Дети, отмеченные жёлтыми звездами, по дороге в школу. Виленское гетто
5

документы

Билеты в театр Виленского гетто. 1942–1943 годы / Литовский еврейский музей
Билеты в театр Виленского гетто. 1942–1943 годы
6

расшифровки

7

воспоминания

8

тема в искусстве

Песня «Исролик»
Одна из песен на идиш, которые «певица надежды» Хаэла Розенталь исполняла в театре Виленского гетто. Автор песни — брат Хаэлы, Лейб Розенталь (1916–1944).

Название песни — «Исролик» — отсылает к прозвищу, данному многим мальчикам-сиротам, жившим в гетто, родители которых были увезены и убиты. Оставленные на произвол судьбы, дети выживали как контрабандисты на чёрном рынке, продавая сигареты или сахарин (ребёнку проще всего было проскочить через ограду гетто). Голосом от первого лица, мальчика из гетто, в песне описывается одна из таких судеб. Босой, одетый в старое большое пальто и брюки из мешка, Исролик бросает вызов людям, которые смеются над ним. Гордясь своей стойкостью, он признаётся, что плачет только тогда, когда этого никто не видит. Когда-то у него были родители, которые заботились о нём и любили его, но теперь их нет. Несмотря на то, что он остался один без гроша, он предпочитает насвистывать и петь свою песню, чем зацикливаться на своих горестях. «Зачем говорить о своей печали, зачем думать о своей душевной боли — лучше не говорить!» Именно эта песня Лейба Розенталя в исполнении его сестры Хаэлы стала гимном выживания евреев в Виленском гетто, символизируя смекалку, надежду и воплощая собирательный образ маленького, но храброго ребёнка, который помогает проносить сообщения и контрабандные товары в гетто и из него — ползая по канализации и проскальзывая сквозь заборы.

Лейб Розенталь погиб в концентрационном лагере Клоога на территории Эстонии 19 сентября 1944 года, за день до прихода Красной Армии. Хаэла Розенталь была освобождена советскими войсками весной 1945 года в Польше. После войны стала всемирно известной исполнительницей песен на идиш.
Хаэла Розенталь (1924–1979)
Лейб Розенталь (1916–1944)
Песня «Исролик» о сироте, торгующем в Виленском гетто
Made on
Tilda